?

Log in

No account? Create an account

Методология

Методология как размышление (слово) о методе

Previous Entry Поделиться Next Entry
169. Февраль.
Декарт
savl_2009

Февраль – месяц Щедровицкого.
Родился в 29-м. Ушел в 94-м.

Щедровизм, как феномен мысли, есть.


Уже так и просятся различные «но…».
Не пущу!

Щедровизм, как феномен мысли, есть!


И довольно.

П.С.
А в комментах можно посвободомыслить )))


  • 1

пример свободомыслия.

Свободомыслие мое таково:умирает щедровизм, исчезает. В виду отсутствия его практикования, обсуждения, применения в повседневной жизни тех, кто когда-то его практиковал.
А жаль.
Меня в свое время завлек этот вселенский замах: "методология может все!"

Увы, сейчас она при смерти. Причем родной сын ГП, а именно ПГ, этому изо всех сил способствует.
Грустно это все...
но вот такова жизнь...
Еще как-то помогает щедровизму пожить ОСА и его клан. Но ведь и ОСа уже не молод...

"методология может все!"???


Начну с простого.

"методология может все!" – если отбросить обратную связь.
Обратную связь в виде «натурализма»: природы, науки, техники, производства, общественной жизни людей и … людей вообще. (человек – материал, который обязан заполнить функциональное место. При этом расчеловечившись (обезличившись).

И вот такая "методология может все!"

П.С.
Упразднив (?!) «натурализмЪ» такая "методология может все!"

П.П.С.
Забегая вперед.
Щедровизм содержит элементы методологии, но сам не является методологией.
Он - феномен мысли. Причем русской мысли.
А то, что он содержит много элементов: и методологии, и философии, и проектирования, и управления, и игры, - это по-русски и многолетние посиделки-поболтушки (под магнитофон!)

П.П.П.С.
Когда Петр (не апостол, а сын ГП!) отрекался от «методологов», он высказал такую мысль.

В СССР в интервале 20-х – 50-х годов образовался интеллектуальный вакуум и, как следствие, общий уровень мышления понизился.
Поэтому возрождение мышления приходилось начинать с простых идей и форм.
И такой формой явилась методология ((()))
И простые идеи Щедровицкого тоже появились вовремя.


Что такое феномен?


Щедровизм содержит элементы методологии, но сам не является методологией.
Он - феномен мысли. Причем русской мысли.
А то, что он содержит много элементов: и методологии, и философии, и проектирования, и управления, и игры, - это по-русски и многолетние посиделки-поболтушки (под магнитофон!)

И при этом же.
Щедровизм сам не является ни методологией, ни философией, ни проектированием, ни управлением, ни игрой. В чистом виде.

То есть феномен содержит элементы многих областей, но ими не является.

П.С.
А теперь представьте середнячка (в своей повседневной области) малообразованного, который столкнулся с феноменом.
Ему или бежать, или боготворить.

П.П.С.
Феномен – комплекс.
До системы не дотягивает.
Это смесь несмешиваемого.
Любая чрезмерная фокусировка на одной из сторон (например, методологии) обречена на неудачу.


«ОСА и его клан»


Клан Сопрано?

А вот такой вопрос.
Можно ли отнести Олега Сергеевича Анисимова (ОСА) и его кружок (ММПК) к щедровизму?

Нет, я бы не отнес.
И это несмотря на то, что ОСА какое-то время посещал кружок Щедровицкого.
У ОСА свое направление, причем методологическое.
Оно основано на МРТ (методе работы с текстом – авторская разработка ОСА).

МРТ – это схематизация.
За долгие годы (лет 50) ОСА схематизировал и философские тексты, и тексты по деятельности: управленца, предпринимателя, региональщика и т.д.
ОСА дошел до уровня, когда он сначала проектирует схемы, а затем уже описывает по-русски.

Но это не щедровизм.
Пересеклись на схематизации, но дальше – у каждого свое.


«умирает щедровизм, исчезает»


Свободомыслие мое таково: умирает щедровизм, исчезает. В виду отсутствия его практикования, обсуждения, применения в повседневной жизни тех, кто когда-то его практиковал.
А жаль.

Не согласен.
Щедровизм, как феномен мысли, есть!
И это вневременная метафизика.

Свидетели Щедровицкого стареют и уходят.
На сыне «натура» отдыхает. И это при всей его практичности.
Новички не наблюдаются. В свое время их так «принимали»! Учитесь (чему?) 5-7-10 лет молча! А вот потом… А что потом? мы разрешим вам открыть рот ()

Но это расходная (человек – материал?) часть щедровизма.
Сам щедровизм – это мысли, идеи.
А поскольку они до сих пор (!) не отрефлексированы, они девственно чисты и новы.

Так что: эй, товарищ, больше жизни!

Главная причина остановки щедровизма после его ухода – отсутствие харизматика.
Сын харизматиком не стал.
А движение щедровизму придает только харизматик.
Гулливер ушел – остались только лилипуты.

И чего только лилипуты не делали, чтобы завести мотор щедровизма!
И копировали Щедровицкого.
И бросались в практику (консультирования).
И пытались учредить институции (Зинченко на Волге, Мацкевич в Минске, в Летающем университете).
И все пролетели!

Потому что Гулливер – это Гулливер, а лилипуты это – лилипуты.
И рост у них лилипутский, и головка у них лилипутская, и мыслишки у них лилипутские,
и интересы у них лилипутские и шкурные.

П.С.
В основе щедровизма лежит индивидуальная мыследеятельность харизматика Щедровицкого. Со всеми вытекающими последствиями.
Второго харизматика ожидать не приходится (((

П.П.С.
А что же делать нормального роста щедровистам?
Рефлексировать щедровизм.
Применять «индуктивно».
Помните Мих.Мих., как вы мне отвечали не по теме? А индуктивно. То есть моя мысль навела вас на другую, хоть и не по теме)))

П.П.П.С.
Я совершенно спокоен за щедровизм и Щедровицкого.
Они уже вошли в культуру.
А то, что неотрефлексированные, значит, есть перспектива.

П.П.П.П.С.
Но чтобы двигаться, надо отбросить все эти методологические кандалы: сэ-мэ-дэ-мэ и ё-пэ-рэ-сэ-тэ )))
Щедровизм – это мыслительство, а не только и не столько мЭтодология.


спасибо за оптимизм

Во время перестройки казалось: понятно, что госидеология обанкротилась.
Но что может ее заменить?
Кто объяснит мощно и умно, что и как врет руководство КПСС? Куда оно ведет страну? И куда и как надо стремиться попасть?
И вот -- о чудо! -- появляется новая мощная мыслительная школа, которая перелопачивает всю философию и чертит абрис будущего.
Многие, я в том числе, надеялся, что смдм мыслители смогут перехватить теоретическое обоснование перестройки и выдать нужный всем проект улучшенного СССР.
Теперь-то я вижу, что в смысле социальных идеалов у ПГ и, скорее всего и самого ГП и его ближайщих сподвижников, у них был пещерный капитализм.
Я лично разговривал и с ОСА, и с Дубровским, и Зинченко, и братом ГП, и его женой, и Копыловым, и Левинтовым: все они мечтали подзаработать на машину и кооперативную квартиру.
У них не было куража на изменение страны, ибо все их идеалы были в прошлом.
Последнее видео Петра: он громогласно, с растяжкой объявляет, что социализм проиграл капитализму как вариант устройства экономики и общества. А Россия (говорит Петр) всегда была в дерьме, и там ей и место. А смдм -- индивидуальный и неповторимый выверт моего гениального папа. И главное спасение - в индивидуальном предпринимательстве.
Поэтому я такой пессимист.
Но согласен, надо рефлектировать.
вот здесь я начал серию лекций на английском в Ватерлоо: https://wrnonviolence.org/notes-from-anthropology-for-social-activists-13-jan-2018/
Следущая -- 10 февраля.

спасибо за оптимизм


(что-то не постится. Набираю пост второй раз)
Убогость идеологии КПСС была всем очевидна, но не было мощной умной замены этому. И вот смдм показалась тем подходом, который сможет все всем объяснить: и как мы живем, и как надо жить, и как этого добиться. Причем добиться именно улучшения существующего строя.
А оказалось, что и ГП и большинство его сподвижников не имели куража на изменение строя, страны, на построение будущего общества. Им нужны была колбаса. И все.
В своем последнем видео ПГ громогласно заявляет, что социализм проиграл капитализму и экономически и по устройству общества. Да и вообще, утверждает Петр, Россия всегда была в дерьме, да там ей и место, И нечего пыжиться, пытаться встать на уровень с нормальными странами

Поэтому я пессимист.
Но согласен: рефлектировать смдм надо.
Вот начал серию лекций на английском у себя в ВАтерлоо:
https://wrnonviolence.org/notes-from-anthropology-for-social-activists-13-jan-2018/
вторая запланирована на 10 февраля.

Хотелось бы по-русски.


Мих. Мих.!
Надеюсь, что вы думаете на русском. А затем переводите на английский.
Поэтому хотелось бы видеть ваши тексты на двух языках.
Думаю, что русский вариант будет ближе к вашим мыслям. И мощнее.


Re: Хотелось бы по-русски.

да, на русском я думаю.
И, конечно, ощущаю огромную разницу в преподнесении материала на этих двух языках.
Есть хорошая новость: текст моих лекций уже есть на русском: это моя книга, вышедшая год назад.
Но она мне не нравится, и поэтому в тексте лекций я все перерабатываю и преподношу немного в другом обрамлении.
Надеюсь вырваать из англоязычных некое осмысленное обсуждение, что поможет еще раз все переосмыслить и улучшить.

Как оставаться оптимистом?


Надо относиться к щедровизму как феномену мысли.

Напрямую
И без оглядки на всех посредников: «ПГ и самого ГП и его ближайших сподвижников, и с ОСА, и с Дубровским, и Зинченко, и братом ГП, и его женой, и Копыловым, и Левинтовым»

П.С.
Потому что
- Щедровизм, как феномен мысли, есть!
- а посредники «все они мечтали подзаработать на машину и кооперативную квартиру». И я их понимаю и не осуждаю. Но зачем они мне?
- мне не нужен и ГП как идол, мне не нужна секта его имени.
- к Петру у меня вообще нет никаких вопросов после того, как он открестился от «методологов» и закрыл им вход на Чтения памяти ГП. Шкура! Обидел сектантов, пожалел копеечку.

П.П.С.
А что сказал бы ГП ПГ?
-
Да ничего не сказал.
И уже не скажет.

Щедровицкий был аполитичен.


Чумакин:
Многие, я в том числе, надеялся, что смдм мыслители смогут перехватить теоретическое обоснование перестройки и выдать нужный всем проект улучшенного СССР.
Теперь-то я вижу, что в смысле социальных идеалов у ПГ и, скорее всего и самого ГП и его ближайщих сподвижников, у них был пещерный капитализм.

Щедровицкий был аполитичен.
Для него материализм и идеализм одно и то же.
Наверное, социализм и капитализм одно и то же.
Главное для него – мышление. (Он сам называл это «социальным уродством»)

Щедровицкий был аполитичен.
И конъюнктурен.

Перестройка создала идеальные условия для похода щедровизма в массы (кружки, выступления, ОДИ).
Это и погубило эпоху Щедровицкого.
В щедровизм влилась масса активных шкурников, ловивших рыбку в мутных водах перестройки.
Физический уход Щедровицкого стал логическим концом взлета щедровизма на руинах страны.

П.С.
Я все больше протестую против видения щедровизма как «методологии».

В перестроечные времена «народные массы» пользовались щедровизмом как политической технологией.
А поскольку Щедровицкий был аполитичен, он стал не нужен.
И он ушел.


Идеология пустоты.


Чумакин:
Во время перестройки казалось: понятно, что госидеология обанкротилась.
Но что может ее заменить?
Кто объяснит мощно и умно, что и как врет руководство КПСС? Куда оно ведет страну? И куда и как надо стремиться попасть?
И вот -- о чудо! -- появляется новая мощная мыслительная школа, которая перелопачивает всю философию и чертит абрис будущего.
Многие, я в том числе, надеялся, что смдм мыслители смогут перехватить теоретическое обоснование перестройки и выдать нужный всем проект улучшенного СССР.

Во времена перестройки вдруг (!?) обнажилась идеологическая пустота советских граждан. И не только идеологическая, но и культурная пустота.

И туда начали вбрасывать всякое дерьмо.
В качестве эксперимента (дурачки) и корысти ради (хитрые).
В эту же пустоту вбросили и Щедровицкого с его играми и Чубайса с ваучерами.
А вот заинтересованные товариСЧи этим воспользовались. И приватизировали народную собственность.

Начала господствовать идеология массового потребления.
А ненужный инструмент («методологов») выбросили на свалку (истории?)

П.С.
Могла ли в принципе «методология» Щедровицкого стать идеологией?
Нет, поскольку она лишь средство (инструмент), а сам харизматик – «социокультурный урод».


  • 1